Ученые Гарвардского университета создали рыбу-робота из клеток сердца человека

Группа исследователей из Гарвардского университета и Университета Эмори создала автономную рыбу-робота, состоящую из клеток человеческого сердца, гидрогеля и бумаги, сообщает журнал Science.

Устройство весит всего 25 миллиграммов. Его принцип функционирования копирует работу сердечной мышцы, что позволяет ему плавать в воде. При создании биоаппарата ученые воссоздали движения рыбки данио. Робот имеет хвостовой плавник, который состоит из двух слоев кардиомиоцитов, выращенных из стволовых клеток человека. Одна сторона растягивается, а другая сжимается в непрерывном режиме, позволяющем устройству работать автономно до 108 дней.

Ученые Гарвардского университета создали рыбу-робота из клеток сердца человека
Global Look Press / A. Hartl

Исследователи дополнили искусственное сердце аналогом синусового узла, который играл роль кардиостимулятора. Рыба-робот могла развивать скорость, равную длине тела в секунду, составляющую в этом случае 15 миллиметров. Гибрид способен двигаться так же быстро, как плавает данио в естественной среде. Предполагается, что он может быть использован для создания искусственного сердца человека и для различных опытов в биомеханике.