Режиссер и продюсер рассказала, можно ли заработать на кино в России

Режиссер и продюсер рассказала, можно ли заработать на кино в России

Деньги и кино — тема обширная и состоит из массы вопросов: сколько стоит кино? Разработка, производство, авторские права. Сколько зарабатывают специалисты сферы кино? Авторы, актеры, съемочная группа? Кто зарабатывает на готовом кино? Продюсеры, сети кинотеатров, платформы. Откуда создатели кино берут финансирование для своих идей? И главное — могу ли я заработать на кино, инвестировав в него. В своих колонках я постепенно пройду по этим темам, погружая вас в мир кино, как бизнеса. И начнем мы с темы частных инвестиций в кино.

По своей работе я часто сталкиваюсь с очень обеспеченными людьми, которые могут и хотят вложить деньги в производство фильма или даже снять свой, по собственной истории.  Они ведут переговоры с людьми из сферы кино. Но в большинстве случаев, такие переговоры заходят в тупик. 

Читайте также: Последние новости сегодня.

Помню один из кейсов, который мне рассказывали в бизнес-школе. Этот кейс не относится к сфере кино, но на его примере проще проиллюстрировать, почему переговоры бизнесменов и киношников часто оборачиваются провалом. Кейс этот относится к слиянию двух банков: инвестиционного и розничного. Дело было в 2000-х, и один инвестиционный банк сливался с розничным банком, расширяя поле своих возможностей. Владельцы договорились, сделка состоялась, но потом начались проблемы, не связанные с банковской сферой, а связанные с разницей мышления топ-менеджеров обоих банков.

Режиссер и продюсер рассказала, можно ли заработать на кино в России

фото из личного архива Юлии Лемарк /

ТОП-менеджеры, работающие с крупными портфелями инвестиций никак не могли договориться о взаимодействии с ТОП-менеджерами розничного банка с армией сотрудников и масштабной операционной деятельностью. Первые были свободные, дерзкие, креативные и рисковые ребята, работали с ВИП-клиентами, что называется, по-крупному. Они не могли мыслить большим количеством клиентов с маленькими цифрами, опираться на регламенты и соответствовать правильному корпоративному духу. Назревали конфликты. Даже графики работы никак не могли совпасть.

Первые работали 24/7 из-за торговли акциями в разных часовых поясах. Вторые подвергались штрафам, приходя на работу в 9.01 утра. Они просто не слышали и не понимали друг друга. Тот кейс разрешился позитивно, когда банки наняли консалтинговую компанию, которая проанализировала ситуацию и создала между банками фактически «отдел переводчиков». Топ-менеджеры перестали работать друг с другом напрямую, а работали через этот отдел, которые переводил требования одних на язык других. И система заработала.

Знаете, почему продакт-плейсмент в американских фильмах и сериалах вас не раздражает, поскольку в их студиях существуют такие отделы «перевода», помогающие инвесторам и рекламодателям договариваться с создателями фильмов о сотрудничестве так, чтобы это не вредило сюжету.  Человек, который приходит в Голливуд с деньгами, приходит с позиции «на равных», и ни одна студия никогда не пойдет на то, чтобы плясать под дудку инвестора или рекламодателя. Система устоявшаяся. Креаторы и инвесторы общаются не напрямую, а через подобные «отделы перевода», не позволяющие перегибать палку ни в сторону дикого креатива, ни в сторону тотальной коммерции. Все знают, что репутация стоит дороже денег, и всё работает.

У нас в кино все не так. У нас, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Платит государство (Минкульт, Фонд Кино, Институт развития интернета) — будет патриотический контекст проекта. Платит рекламодатель — Вы увидите не продакт-плейсмент, а открытую навязчивую рекламу товара в сцене фильма. Платит платформа — производственная компания выполнит все ее требования. Платит частный инвестор — любая буква сюжета будет переписана ему в угоду, даже если он не очень разбирается в драматургии.

Режиссер и продюсер рассказала, можно ли заработать на кино в России

фото из личного архива Юлии Лемарк /

Кино-специалисты не создают себе репутацию. У нас это просто не нужно. Вы можете снять провальный фильм и снимать дальше. Вы можете снять успешный фильм и больше не найти финансирования. Система кинопроизводства не работает как система, а потому киношники не выстраивают свою карьеру шаг за шагом, а бросаются на инвестора, который появился, стремясь выжать максимум из взаимодействия здесь и сейчас. А бизнесмены — ребята понятливые. Они сливаются, как только видят подвох.

Можно ли заработать на кино, сериалах и контенте для платформ? Да, и очень много. Вложив в серию сериала пять миллионов, вы можете продать ее на платформу на 10 и даже больше, если материал окажется достойным. Но чтобы материал оказался достойным нужно:

1) Обратиться к правильным честным кинематографистам, которые не будут стремиться заработать на производстве, то есть заработать на Вас, а будут стремиться заработать с Вами, на конечном продукте.

2) Позволить опытным кинематографистам сделать достойный продукт, не вмешиваясь в процесс производства, то есть довериться профессионалам.  

Инвестиции в кино могут дать за год прибыль в 100 и больше процентов. Но риски, действительно, очень большие. И они подстерегают инвестора на каждом шагу. Нужно, чтобы совпали пять вещей:

1) Честные профессионалы из области кино

2) Лоббисты, помогающие договориться с площадкой показа (кинотеатры или платформы)

3) Доверие инвестора к продюсерам

4) Хорошая интересная история

5) Конъюнктура рынка (востребованный формат и жанр). 

Режиссер и продюсер рассказала, можно ли заработать на кино в России

фото из личного архива Юлии Лемарк /

А совпадает все это очень редко. Поэтому пока функции основных инвесторов в кино берут на себя государство, телеканалы и платформы. То есть, в большинстве случаев все деньги в кино крутятся среди тех, кто делает кино. Но в моей практике существует как минимум три успешных проекта, которые производились исключительно за счет частных инвесторов.  А в разработке еще четыре проекта, на инвестициях в которые можно очень хорошо заработать.

«Отделов перевода», увы, у нас в студиях пока нет. Но есть отдельные грамотные продюсеры, которые успешно договариваются с инвесторами, и при этом дают драматургам и режиссерам поле для креатива. 

Да и ситуация меняется, поскольку система кинопроизводства постепенно становится именно системой, а не хаотичным бегом от проекта к проекту, лишь бы по-быстрому «срубить бабла». Зритель теперь более капризный, выбора (благодаря Интернету) у него много, и рейтинги слабых проектов не дают на них заработать. Скоро наступит время, когда уже нельзя будет разово «побухать» с правильным человеком с телеканала, чтобы получить проект. Качество продукта требуется высокое, а профессионализм скоро будет цениться больше связей. И тогда инвестиции в кино станут менее рискованными.