Booking.com уступил ФАС и позволит гостиницам самостоятельно устанавливать цены

Booking.com уступил ФАС и позволит гостиницам самостоятельно устанавливать цены

Booking.com разрешит отелям не согласовывать с ним цены на своих сайтах. Как изменение политики сервиса отразится на рынке гостиничных услуг и конечном потребителе, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Компания уступила регулятору

Один из крупнейших сервисов по интернет-бронированию отелей намерен прекратить политику паритета цен в России и позволить отелям самостоятельно устанавливать цену, в том числе ниже, чем на Booking.com.

Читайте также: Последние новости сегодня.

Ранее платформа получила штраф от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в размере 1,3 млрд рублей за доминирование на рынке и навязывание цен партнерам. Агрегатор продолжает оспаривать данное решение, однако апелляционный арбитражный суд 11 ноября принял решение сохранить его в силе.

Требование отменить политику лучшей цены для российских гостиниц было выдвинуто Booking.com еще три года назад, в результате чего ФАС возбудила против компании дело о нарушении закона о защите конкуренции. При этом жалобы о невыгодных условиях договора с гостиницами со стороны предпринимателей продолжали поступать.

По мнению сервиса, обвинение в его адрес было неуместно, так как партнеры, размещающие свои объявления на платформе взамен получают бесплатную рекламу по всему миру и, более того, получают клиентскую поддержку. Бизнес подавал встречные иски против российского регулятора, но так и не получил поддержки суда.

Booking уступил ФАС и позволит гостиницам самостоятельно устанавливать цены

От изменений выиграет потребитель

В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров сообщил, что у представителей гостиничного бизнеса зачастую случаются ситуации, когда свободными остается определенное количество номеров, которые можно было бы реализовать по более низкой цене, получив более высокий процент заполняемости.

«С точки зрения бизнеса лучше продать что-то дешево, чем не продать совсем, тогда как прежняя политика Booking.com ограничивала данную возможность у предпринимателей, что негативно сказывалось на их финансовых результатах», – отмечает Бухаров.

Эксперт утверждает, что такой подход будет выгоден как самим гостиницам, так и туристам, которые смогут, перейдя на сайт компании, предлагающей сдачу номеров в аренду, подобрать для себя что-то более выгодное.

«Ранее действующие ограничения Booking.com позволяли заработать только самому сервису, тогда как владельцы отелей и потребители были вынуждены подстраиваться. Большая свобода в ценообразовании позитивно отразится на рынке, однако говорить о каком-либо колоссальном сдвиге не приходится ввиду сложной обстановки», – констатирует Бухаров.

Специалист считает, что вслед за столь крупным игроком откажутся от нечестной ценовой политики и другие агрегаторы, что не приведет к резкому снижению цен, но сделает стоимость гостиничных услуг более лояльной, от чего в первую очередь выиграет конечный потребитель.

Booking уступил ФАС и позволит гостиницам самостоятельно устанавливать цены

pixabay.com / Gerd Altmann

Восстановление доходов ограничивает пандемия

Согласно финансовой отчетности Booking.com за третий квартал 2021 года, количество забронированных ночей увеличилось на 44% по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года. На результаты бизнеса продолжали оказывать негативное влияние пандемия COVID-19, связанные с ней экономические условия и правительственные ограничения.

Общая выручка компании за третью четверть текущего года составила 4,7 млрд долларов, что на 77% больше, чем в предыдущем квартале. При этом чистая прибыль бизнеса в отчетном периоде достигла 769 млн долларов, что на 4% меньше относительно прошлого квартала. Доход на одну разводненную обыкновенную акцию составил 18,6 доллара, что на 5% ниже, чем во втором квартале этого года.

В отчетном периоде наблюдалась тенденция на восстановление рынка гостиничных услуг в Европе по мере снятия ограничений, что позволило получить выручку, которая более чем вдвое превышает значение, прогнозируемое в рамках финансовой отчетности кварталом ранее.

В текущем квартале компания ожидает сезонного снижения показателей доходности, что может усугубить эпидемиологическую ситуацию, наблюдаемую в мире в последнее время. Туристическая отрасль остается одной из наиболее подверженных влиянию пандемии, однако недавнее открытие границ США для вакцинированных туристов может обеспечить дополнительный доход.